Севастопольские маршруты Евгения Веникеева



Ребята! В рамках цикла «У литературной карты Крыма» сотрудники библиотеки-филиала №1 предлагают вам онлайн-знакомство с краеведом, писателем, архитектором Веникеевым Евгением Витальевичем.

Он родился 3 ноября 1939 года в Севастополе. В школьные годы учился в Севастополе. В 1959 году закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Основная профессия — инженер-строитель. Большую часть своей жизни трудился в архитектурно-проектной конторе «Горпроект» (ЗАО «Крымниипроект»).

Севастопольская архитектура — понятие притягательное и загадочное. Сегодня кажется, что наш город — белокаменный, стройный и изысканный — был всегда. Однако столь неповторимым после войны его создали архитекторы, которые съехались со всей страны. Именно севастопольская архитектура сороковых и пятидесятых годов составляет теперь лицо города, завораживая, восхищая, побуждая узнавать имена её создателей. Об истории архитектуры рассказано в путеводителе Е. Веникеева «Архитектура Севастополя».

Благодаря своему интеллекту Евгений Витальевич воспринимал себя частицей исторической России и жил всеми её проблемами. Видел её историческую перспективу. Это была широкая русская душа, отзывчивая на боль, страдания, несправедливость.

Трудно передать все грани его таланта. Везде он проявлял себя как высокий профессионал, готовый охватить все стороны жизни любимого города. Об этом свидетельствуют его книги.

Из под его пера вышел и путеводитель «Севастопольские маршруты». Библиотекари предлагают вам поближе познакомиться с Ушаковой балкой.

Первые воспоминания детства Евгения связаны с достопримечательностями Центрального холма города. Вот, что он пишет: «Это было в ноябре 1941-го, в самом начале обороны города. Помню, как я, в ту пору четырёхлетний мальчик, стою на тротуаре в толпе соседей и смотрю в ночное осеннее небо. Там проносятся разноцветные линии трассирующих пуль, мечутся лучи прожекторов, иногда они скрещиваются на сверкающей игрушечной фигурке самолёта, вспыхивают разрывы зенитных снарядов. Вдалеке, очевидно, на Корабельной и в районе вокзала, ухают взрывы — там падают бомбы. За нашими спинами, за домом грохочет зенитный пулемёт.

Сцена воздушного налёта казалась мне красивой и невероятно интересной. Я всячески сопротивлялся попыткам бабушки отвести меня в дом. Тогда, в первые дни войны, ещё не было ни страха, ни понимания трагичности того, что происходило.

Пулемёт, который стоял за моей спиной, стоял на крыше лютеранской церкви, отстоявшей от нашего дома за квартал. Я часто старался пройти мимо церкви и, задрав голову, рассматривал сквозь маскировочную сетку смутно видимые фигуры стрелков (кажется, их было двое), большой пулемёт.

Через несколько дней, наверное, около десяти часов вечера, мы с бабушкой сидели дома одни. Не помню, проревела ли сирена воздушной тревоги, но внезапно на меня обрушился вихрь ветра и грохота. Очнулся я… на тротуаре перед нашим подъездом. Рядом сидела бабушка.

Совершенно не понимая, что случилось, смертельно перепуганные, мы встали и, держась за руки, поднялись по длинной узкой лестнице на первый этаж. В квартире царил страшный разгром: опрокинутые шкафы, сорванные рамы… Где-то близко упала тяжёлая бомба, и взрывной волной нас вынесло на улицу.

Наутро я решил посмотреть на «мой» пулемёт и пулемётчиков. Пробежав половину квартала я остановился… Знакомого дома-кирхи не было. Огромная воронка, окружённая грудой развалин, зияла на его месте.

В конце 1941 года наша семья должна была эвакуироваться на борту крейсера «Красный Кавказ». Корабль отходил ночью от Угольной пристани на Корабельной. Вечером, с наступлением темноты, мы вышли из дома. Шли долго. По этому маршруту сегодня на троллейбусе надо ехать минут сорок. А тогда, ночью, по развороченной бомбами дороге, среди развалин пробираться было не легко. Но даже этот тяжёлый путь изгладился бы из памяти, если бы не та бомбёжка. Фашисты сбрасывали с самолётов не только бомбы, но и пустые металлические бочки, обручи. Измученные, шли мы по склону к пристани среди развалин тех маленьких домиков, которые так приятно смотрятся сейчас. Вдруг с высоты обрушился жуткий, раздирающий душу визг. Я упал на землю, прижался к ней, ожидая страшного взрыва, но его не было. Только снова визг — и так до конца пути. К счастью, он завершился благополучно. Утро следующего дня встретило нас ясным солнцем на рейде Новороссийска».

Евгений Витальевич сделал большой вклад в развитие нашего города его истории. Он был участником 25 проектов, среди которых: генеральный план Севастополя до 2000 года, комплекс памятников на Сапун-горе, монумент Победы на мысе Херсонес. На исторические, краеведческие темы опубликовал более 300 статей. Особое внимание в своей деятельности уделял событиям Крымской войны. Так, были написаны многочисленные статьи о героях и памятниках на мемориальном Братском кладбище защитников Севастополя 1854-1855 гг.

В наследии Веникеева около 200 персоналий — людей, оставивших след в истории нашего города. Более десятка персоналий кораблей Черноморского флота.

Этот неуёмный труженик пера оставил нам огромное наследие. Прикоснуться к нему, уважаемые читатели, сможете и вы, придя в библиотеки. Ведь литературное творчество Евгения Витальевича служит примером истинной любви к Отечеству.

Фото:
Веникеев, Е. Севастополь и его окрестности. — Москва : Искусство, 1986
Веникеев, Е. Севастопольские маршруты. — Симферополь : «Таврия», 1988
Веникеев, Е. Пароходо-фрегат «Владимир». — Симферополь : Салта, 2016
Веникеев, Е. Родина — сыновьям. Мемориал «Братское кладбище». — Симферополь ; Севастополь : Сонат, 2018