
Ребята! В рамках цикла «У литературной карты Крыма» сотрудники библиотеки-филиала №1 предлагают вам онлайн-знакомство с биографией и творчеством писателя, журналиста, военного корреспондента, Евгения Петровича Петрова (настоящая фамилия Катаев).
Он родился 13 декабря 1902 года в Одессе. В семье учителя истории. У Жени был старший брат Валентин – знаменитый советский писатель и поэт, основатель и первый главный редактор журнала «Юность». Евгений с детства обожал приключенческие и детективные романы, хотел стать сыщиком, и однажды его мечта сбылась – был период, когда он занимал должность инспектора уголовного розыска в Одессе. В то время эта профессия была особенно опасной, поэтому, когда Валентин узнал, где работает его младший брат, он предложил Жене перебраться к нему в Москву. Он видел в нём литературный талант и хотел, чтобы тот его всячески развивал. Брат не подвёл.
Первые рассказы Евгения под псевдонимом Петров, появились в 1924 году в сатирическом журнале «Красный перец». Через год он знакомится с Ильёй Арнольдовичем Ильфом, где вместе работают в газете «Гудок». Летом 1927 года Ильф и Петров отправились в командировку по Кавказу и Крыму. Именно с Крымом связано начало их совместного творчества. Во время этой поездки у молодых журналистов появилось желание писать вместе. В августе, когда они вернулись в Москву, Валентин Катаев полушутя дал им тему для романа – «Стулья. Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти». Так родилась идея «Двенадцати стульев». Крымско – Кавказские впечатления легли в основу многих эпизодов романа. Одним из городов, куда судьба завела Бендера и Воробьянинова в охоте за сокровищами стала наша южнобережная жемчужина. Библиотекари предлагают вам прослушать отрывок из произведения «Двенадцать стульев».
Когда началась Великая Отечественная война, Евгений Петров стал военным корреспондентом, с первых дней войны он знал одну страсть: победить врага! Он не отошел в сторону, ни стал обдумывать и гадать. Он был всюду, где был наш народ. Его видели защитники Москвы в лихие дни ноября. Он был в освобожденном Волоколамске. Побывал на далёком Севере, у Мурманска.
Севастополем Евгенией Петров был одержим. Он помнил его мирным цветущим городом. С его акациями и каштанами, чистенькими тенистыми улицами, парками, небольшими светлыми домами и железными балкончиками, которую каждую весну красили голубой или зелёной краской.
Он настойчиво рвался в осажденный, но сражающийся город, хотел своими глазами увидеть его перед лицом грозной опасности, донести до читателя правду о нём и его защитниках. 26 июня 1942 года Петров на лидере «Ташкент» вышел из порта Новороссийска в Севастополь. Задачей корабля было прорваться сквозь немецкую блокаду в осажденный город, доставить туда боеприпасы и провиант. Принять на борт женщин, детей, раненных и сквозь блокаду вернуться обратно на базу. Этот поход для «Ташкента» был очень трудным. Петрову, довелось увидеть своими глазами яростные атаки неприятельской авиации, героическое противостояние экипажа, гибель эсминца «Безупречный» и его команды, торпедную атаку катеров противника. Мастерство капитана и героическая работа личного состава позволили Ташкенту 26 июня в 23 часа 15 минут пришвартоваться в Камышевой бухте, в трёх милях от Севастополя у наспех сделанного причала.
Вскоре Евгений Петров запишет: «И вот, наконец, мы увидели в лунном свете кусок скалистой земли, о которой с гордостью и состраданием думала сейчас вся наша советская земля. Я знал, как невелик севастопольский участок фронта, но у меня сжалось сердце, когда я увидел его с моря. Таким он казался маленьким…Его можно охватить глазами, не поворачивая головы». Петров рвался в Севастополь, но добраться туда не представлялось возможным. Во время всего похода Евгений Петрович учувствовал в общей работе. Высадившись на заветный берег, носил грузы, подавал воду раненым, перевязывал. Петров превратился в грузчика и санитара. Погрузочно-разгрузочные работы выполнили за два часа. Благодаря его усилиям удалось эвакуировать огромные рулоны холстов — полотна Севастопольской панорамы. Журналист радостно повторял, что удалось спасти ценное произведение искусства.
Лидер эсминца «Ташкент», на котором Петров возвращался 27 июня из севастопольской командировки, попал под бомбежку. И все те часы, когда подошедшие на помощь корабли под огнём снимали раненных детей и женщин Петров отказывался покинуть корабль. И оставался на палубе вместе с экипажем до самого прихода в порт.
Из Краснодара Евгений Петрович вылетел в Москву 2 июля на пассажирском самолете «Дуглас», чтобы дописать и сдать в редакцию очерк о поездке. В Москву Евгений Петров не вернулся…Самолет, уходя от фашистских «мессершмиттов», врезался в курган. Евгений Петров погиб.
В газете «Красная Звезда» была напечатана его последняя статья о Севастополе, черновик которой нашли у него в полевой сумке. Последние абзацы в этой последней статье были такие: «Пошел двадцать первый день штурма. Держаться становится всё труднее. Возможно, что город всё-таки удержится. Я уже привык верить в чудеса, потому что семь с лишним месяцев обороны Севастополя – военное чудо…».
Через год после гибели Евгения Петровича Петрова клуб американских журналистов наградил писателя корреспондентской медалью «За доблесть», отметив, таким образом его героизм, проявленный при выполнении профессионального долга. На медали надпись: «Евгений Петров. Севастополь – Европа. 1942 год».
Фото:
Портрет писателя https://prodetlit.ru/images/c/ce/Evgenij-Petrov.jpg
Ильф, И. Двенадцать стульев. – Санкт-Петербург : «Лениздат», 1992





